«Рэгги, рэгги – растаманский джаз, мы любим
Джа, а Джа любит нас» Ольга Арьефьева
Растафарай
(растафарианство) это не столько субкультура, сколько, в оригинале,
религия, которая подразумевает восприятие Хайле Селассие I – бывшего
исператора Эфиопии как воплощения Бога, которого называют здесь Джа. Он
также входил в святую Троицу, как мессия, обещанный Библией. Само
название растафари (т.е. поклонники этого движения) пошло от имени Хайле
Селассие до коронации – рас (принц) Тафари Макконен. Леонард Хоуэлл, о
котором упоминается, как о первом растафари создал коммуну из пяти тысяч
человек в Пиннэкл на Ямайке.
Движение зародилось в Ямайке среди
рабочего класса и черных крестьян в начале тридцатых годов двадцатого
века. Выросло оно из библейского пророчества (Апокалипсис 5:5) согласно
которому «Царь Царей, Бог Богов и лев от колена Иудина» должен был
явиться на земле. Люди провели параллель с тем, что Селассие объединил
под своим руководством единственную полностью независимую африканскую
монархию. Дальнейшее развитие течения произошло не без помощи курения
конопли в священных целях. Пророком растафарай считается Маркус Гарвей,
он был публицистом, специализировавшимся на ямайской культуре, и
действительно, благодаря его политическим и культурным взглядом новое
направление поучило путевку в жизнь и мировое распространение.
Движение
растафари распространилось по всему миру во многом благодаря неусыпному
интересу к музыке рэгги, являющейся визитной карточкой растафарай.
Культовой личностью для рэгги является композитор и певец Боб Марли. Уже
к 2000 году на земле было более миллиона приверженцев этого
направления.От пяти до десяти процентов всех жителей Ямайки определяют
себя как растафари.
Культура растафарай центрирована на Африке,
которая ассоциируется у них с Сионом. Африканский подход к природности
можно увидеть в дрэдлоках (или просто дрэдах – прическе в виде сбитых
колтунов), употреблении ганджа (марихуаны), особой диете и других
элементах жизни поклонников этого течения. Современный подход к жизни
они считают искусственным и чересчур объективным, исключающим
возможность выражения индивидуальности. Растафари говорят, что ученые
пытаются рассмотреть мир с внешней стороны, а они хотят заглянуть в него
изнутри. Для растафарай очень важна личность, каждый член этого
движения занят поисками истины.
Еще одним важным
афроцентрическим элементом является использование в символике красного,
желтого и зеленого цветов – цветов флага Эфиопии, с добавлением черного,
что по Маркусу Гарвею призвано символизировать объединение всего
африканского континента. Красный цвет символизирует кровь мучеников,
зеленый олицетворяет собой рост Африки, а желтый или золотой говорит о
богатстве и процветании Африки.
Многие растафари согласно
предписаниям Ветхого Завета едят только некоторые виды мяса, они не
употребляют свинины и моллюсков. Другие вообще отказываются от мяса (но
не от рыбы). Многие растафари придерживаются вегетарианской диеты с
использованием или исключая использование меда. В их образе жизни
нездоровым является и употребление алкоголя, так как согласно библейским
текстам перебродившее превращает храм в кладбище. Кухня растафари
исключает по максимуму всяческие искусственные пищевые добавки, заменяя
их изобилием свежих овощей и фруктов, таких как манго и кокос.
Музыка
всегда играла огромную роль в этом движении. Рэгги родился среди черных
бедняков в Трэнчтауне, в ямайском гетто. Они слушали трансляции
радиостанций Соединенных штатов и делали выводы. Так ямайские музыканты
вскоре смешали традиционную народную ямайскую музыку с американским
R&B. Джаз превратился в ска, а тот, в свою очередь, под влиянием
соула – в настоящий ямайский рэгги. В текстах к песням в стиле рэгги
часто выражается позитивная философия растаманов, их полное доверие к
Джа. Другой характерной для растафари музыкой является ньябинги
(ритуальные движения танца сопровождаются церемонией воскурения
марихуаны, имеющей религиозный смысл) и бурру. Игра на барабане, который
звучит в музыке этого течения связан с древними повериями о том, что
этот инструмент способен изгонять злых духов.