«Там русский дух, там Русью пахнет» А.С.Пушкин
Славянские субкультуры объединяют под собой
совокупность течений, которые выросли на почве верований и предпочтений
дохристианских и ранних христианских времен. Проще говоря, существенную
часть современных славняских субкультур составляют новые языческие
культы и причастные к ним попытки реконструировать действительность того
времени, включая виды активности, культы, внешний вид и так далее.
Появление
современного язычества как субкультуры датируется концом восьмидесятых
годов. Основной этап ее развития пришелся на девяностые года, хотя она
продолжает совершенствоваться и по сей день. Это было связано с желанием
жителей тогда еще существовавшего СССР докопаться до своих корней, и в
результате, через православное христианство люди вновь возвращались к
язычеству. Однако на сей раз подход не был однобоким – языческие
верования славян исследовались как целостные представления, имеющие
правиндоевропейские корни.
В язычество людей отнесло и то, что
те времена для Руси были самыми, что ни на есть, счастливыми, их можно
считать временами расцвета славянских народов. Отсюда и желание
возродить былые традиции, вернуться к истокам.
Стимулирует
развитие таких субкультур, а точнее сказать, культурных движений, в
пределах которых формируются различные группы, огромное количество
фактического материала. Например, эскизы татуировок, которые можно
встретить у представителей этого направления, взяты не с потолка, а с
рисунков на предметах быта, найденных во время раскопок скифских
поселений или более поздних народов. Многие еще советские ученые
посвятили свои труды как раз реконструкции культуры Древней Руси; этими
трудами сейчас с большим восторгом пользуются неоязычники, внося,
впрочем, и свои коррективы.
Согласно идеологии славянских
субкультур человек является равным другим элементом природы, который не
имеет права попирать ее, но с другой стороны, не является изгнанником
мироздания. В отличие от христианских верований, неоязычество говорит о
людях, как о божьих детях, подчеркивая божественное происхождение
человеческого рода. В семейных отношениях наблюдается возврат к
архаичным идеалам. Особое ударение делается на воспитании потомков,
которые проходят путь к взрослой жизни через серию инициаций.
Неоязычники – люди глубоко образованные, они стараются максимально
изучить материал, прежде чем назвать себя приверженцами той или иной
культуры. В быту наряду с оберегами присутствуют напоминания о
происхождении славян, но это не вынуждает новых язычников переселяться
срубы, наподобие некоторых натуристов или представителей других
субкультур.
Неоязычество не всегда выражено политеизмом или
пантеизмом. Например, инглииты - одно из самых известных движений этой
культуры, даже получившее статус церкви, проповедует монотеизм, т.е.
происхождение всего мира и управление им богом Сварогом.
Представители
славянских субкультур, по сути, не являются оторванными от внешнего
мира. Они могут принимать участие в социальных событиях наравне с
положенными им обрядами. Объединяет их, кроме мировоззрения, еще и
вполне современная тенденция борьбы против коррупции и коммерциализации
всего окружающего, социальная опека над теми, кому она нужна. Новые
язычники образуют собственные фонды и организации, которые уже
распространены по всей территории бывшей Руси.
Особого течения
неоязыческой музыки пока не существует. Однако сюда относятся обрядовые
мелодии и тексты, молитвы и тексты-обереги. Песня является элементом
обряда и не может существовать отдельно от него, так как представляет
собой, по сути, мантру – сочетание звуков, призванное достичь
определенного результата.
|